Дудникова Ангелина “Помнить, чтобы жить”

«ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ»

  Дудникова Ангелина, обучающаяся 10 класса

МБОУ «Ржевская  СОШ Шебекинского района

Белгородской области»

Помнить, чтобы жить…

    Что такое память? На этот вопрос нет однозначного ответа, потому что у каждого из нас  она своя.  Но для меня ясно одно: должна быть обязательно нить, связывающая память поколений, чтобы помнить, а значит – жить.

    В своём сердце я бережно сохраняю образ моей прабабушки Бередниченко Екатерины Тихоновны. Её  доброта , любовь ко всем были неисчерпаемы. Особенно мы любили минуты, когда она бережно обнимала нас, своих правнуков, и каждого гладила по голове своими натруженными руками, слегка шершавыми, но всегда такими теплыми. Если бы мы, малыши, тогда знали, сколько пришлось  прабабушке работать этими руками, сколько перенесло её сердце за годы Великой Отечественной войны , но не огрубело, не очерствело от мук и страданий. Время неумолимо, и сегодня уже нет рядом с нами дорогого нашей семье  человека, но осталась память. Я приглашаю вас вместе со мной перелистать страницы памяти, вспомнить, как это было…

Страница первая «Начало войны»

Солнечным утром 22 июня 1941 года восемнадцатилетняя Бередниченко Екатерина шла на работу в родной колхоз в селе Купино Шебекинского района. Вместе с подружками спешили они к правлению , чтобы получить наряд на предстоящий трудовой день, но вместо этого услышали страшную весть о начале Великой Отечественной войны.  По селу стали раздаваться плач и крики женщин, провожающих своих мужей на фронт. Девушки прощались с парнями, идущими защищать свое Отечество, не зная ещё, что не менее тяжелые испытания уготовила судьба и им . На хрупкие женские плечи легли тяготы колхозной жизни: пахали землю, сеяли, собирали по зёрнышку хлеб, приглядывали за скотиной и делали всю тяжёлую работу. Женщины стойко переносили все тяготы и лишения и жили только одной мыслью о скорой победе.

Страница вторая «Оккупация»

    В 1942 году  немецкие войска оккупировали Шебекинский район .Когда пришли немцы в село Купино , жить стало ещё тяжелее. Начались грабежи. Немцы забирали все: еду, теплую одежду, кур, свиней, овец, коз, овощи, собранные на зиму с огородов. Люди  боялись выйти на улицу, потому что фашисты издевались над местными жителями.

    В ту пору организовались партизанские отряды. Те мужчины, которых не взяли на фронт, уходили в партизаны и вели подпольную борьбу с немецкими захватчиками. Немцы, не разбираясь, убивали всех, кто, по их мнению, был связан с партизанами.

    Зимой 1942 года фашисты начали  мобилизовать здоровую молодёжь для работы в Германии. Сначала немцы  «испытывали» молодых людей. Кто оказывался сильным, здоровым, того  зачисляли в список для отправки в Германию. Моя прабабушка попала в этот список. Чтобы избежать этого, она вместе с подружками засыпала в глаза соль. Чтобы немцы подумали, что девушки больны, но это не помогло. В декабре 1942 года Бередниченко Екатерина  Тихоновна была отправлена на работу в Германию.

Страница третья «Рабство»

    Прабабушку вместе с односельчанами привезли  в лагерь  в город Мюнхен. Екатерина Тихоновна получила распределение на работу на ткацкую фабрику. Трудилась она вместе с немецкими рабочими. Они относились к «рабам» из Советского Союза по-разному: кто ненавидел, кто был равнодушен, кто старался помочь. Работали по 18-19 часов  в сутки, кормили их один раз в день, спали в холодных, сырых бараках, одеты были в рваную одежду. Вместо  обуви  всем  выдали  тяжёлые деревянные калоши. Прабабушка рассказывала, что некоторые умирали от голода и тяжёлой  работы. По пути из барака на фабрику лежала куча гнилой брюквы. Всех, кто делал попытку взять её, расстреливали на месте. Но были такие немецкие рабочие, которые пытались помочь.

     Очень редко она рассказывала о  жизни в немецком рабстве: «Все время держались вместе с подругой Дуней. Вместе голодали, страдали, плакали, наверное, это и помогло нам выжить».Моя прабабушка в своей речи часто использовала пословицы, русские народные поговорки, и на вопрос: «Как вам жилось в Германии?» — она отвечала: «Чужедальняя сторона горем посеяна, слезами поливана, тоской упитана, печалью огорожена», «На чужбине родная землица во сне снится».

    Именно здесь прабабушка узнала, что у жестокости нет понятия национальность. Часто она вспоминала заводского мастера— старого немца. Она с подружками  его называла «добрый мастер», который с пониманием относился к ним, не кричал, не бил, не ругал, а даже заботился: если ночью кто-то из девчонок засыпал у станка, он его выключал, давая возможность отдохнуть и избежать травмы». А вот женщина-надзиратель родом из Украины била, отбирала у девчонок жалкие пожитки и еду.

    О своем освобождении прабабушка рассказывала так: «Освободили нас американцы в 1945 году. Точно помню, что пришли они в лагерь ночью. Я первый раз увидела негра — солдата. Помню, мы с Дуней  начали смеяться. Не знаю, что могло послужить этому истерическому хохоту: то ли радость освобождения, то ли первый раз увиденный негр.

Страница четвертая «Дважды опаленные войной..»

Шел октябрь 1945 года. Война закончилась, но бабушка все еще была в Германии. Незадолго до смерти она рассказывала:«Таких как мы – остарбайтеров – проверяла комендатура в специальных лагерях. После войны немцы углубились в западную часть Германии и оставили все свое хозяйство, и урожай неубранный, и скота тоже много имелось. Мы уже выполнили все, что нужно было отработать, но нас все не пускали. Уже и большинство солдат демобилизовалось, а нас все проверяли. Эта проверка была так унизительна! Нас угнали насильно. Что нам пришлось пережить в неволе – никто не может представить. Была б моя воля, я бы не раздумывая пошла на фронт. Лучше уж погибнуть, защищая родину, нежели сгинуть рабом на чужбине.Теперь же на нас, остарбайтеров, смотрели, по меньшей мере, как на предателей. Нас не награждали медалями, про нас не писали песни и не снимали кино… Нашу группу «остарбайтеров» отпустили домой только через полгода после освобождения.»

Страница пятая «Горькое возвращение на Родину»

             В октябре 1945 года прабабушка  наконец-то вернулась домой в свое село Купино, откуда её три с половиной года назад угнали фашисты.  Вернувшись в родное село, она испытала новые страдания — репрессии. Всех угнанных в Германию стали считать изменниками Родины… Но жизнь продолжалась. Прабабушка работала в колхозе, обиды в душе не держала, хотя часто щемило сердце от недоумения, почему она стала без вины виноватой.

    Сейчас моей прабабушки уже нет. Она умерла в 2006 году. Все, о чем  я рассказала в сочинении, основано на её воспоминаниях. Более 50 лет Екатерина Тихоновна молчала, не рассказывала, что была насильно угнана в Германию. И лишь когда начали оформлять документы в «Фонд взаимопонимания и примирения» для компенсации «За рабский труд» (так написано в немецком законе), мы смогли разговорить бабулю. Компенсацию она так и не получила, а у нас остался ее рассказ, да справка о том, что она была угнана немцами на принудительные работы в Германию, и вопрос: «Почему так несправедливо отнеслись к тем, кто вместе со всеми испил горькую чашу войны?»

    Так что же такое память? Я считаю, это противостояние забвению, потому что  необходимо знать свою историю, помнить каждого из своих предков, помнить, чтобы жить.