Богушева Дарья Леонидовна “Дорога мужества – дорога жизни” 

«ДОРОГА МУЖЕСТВА  – ДОРОГА ЖИЗНИ»

Богушева Дарья Леонидовна,

обучающаяся 10 класса МБОУ «Верхнеберезовской СОШ

Шебекинского района  Белгородской области»

 

Глава 1. Подготовка к Великой битве

К апрелю 1943 года линия советско-германского фронта далеко переместилась на запад. Почти прямо она проходила от Ленинграда до Черного моря, и только в районе Орла, Курска, Белгорода образовался огромный выступ – Курская дуга. Здесь после февральских и мартовских боев заняли оборону войска Центрального и Воронежского фронтов.

Тщательный анализ обстановки, данные разведки всех видов свидетельствовали о том, что гитлеровцы готовят мощную наступательную операцию именно на Курском выступе. Получила она уже и кодовое название – “Цитадель”. Общий замысел ее сводился к следующему: двумя одновременными встречными ударами в общем направлении на Курск – из района Орла на юг и из района Харькова на север – окружить и уничтожить войска Центрального и Воронежского фронтов. Последующие наступательные операции вермахта ставились в зависимости от результатов сражения на Курской дуге. Успех этих операций должен был послужить сигналом наступления на Ленинград. «К участию в “Цитадели” привлекалось 50 дивизий (из них 16 танковых и моторизованных), 3 отдельных танковых батальона и 8 дивизионов штурмовых орудий – свыше 900 тысяч солдат и офицеров, до 10 тысяч орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, свыше 2 тысяч самолетов. Ни одно наступление не готовилось так тщательно, как это.»[1]

Советское Верховное Главнокомандование приняло такое решение: подготовив на курском направлении глубокоэшелонированную оборону, в ходе оборонительного сражения обескровить ударные группировки врага, если тот начнет наступление первым, после чего перейти в контрнаступление.
Предварительное решение на переход к преднамеренной обороне было утверждено в конце мая – начале июня, когда уже окончательно выяснилось намерение гитлеровского командования нанести удар в районе Курского выступа и привлечь к нему крупные танковые группировки и мощные силы авиации. Тогда же был разработан и замысел контрнаступления, к которому привлекались Брянский, Центральный, Воронежский, Степной фронты, часть сил Западного и Юго–Западного фронтов.

Глава 2. Дорога мужества

План наступления советских войск на Курской Дуге требовал в кратчайший срок обеспечить советские войска всем необходимым для обороны и последующего наступления. Подвоз грузов для войск Центрального и Воронежского фронтов осуществлялся через Курский железнодорожный узел по единственной, к тому же однопутной, магистрали Касторная – Курск. Это была основная коммуникация Центрального фронта, и для нужд Воронежского фронта в сутки пропускалось не более двух – трех поездов. По ходатайству Военного совета Воронежского фронта Государственный Комитет Обороны 8 июня 1943 года принял решение построить железнодорожную линию Старый Оскол – Ржава протяженностью 95 км. «Ее сооружение должно было начаться 15 июня, а через два месяца, 15 августа, предполагалось открыть движение. Областная партийная организация направила на строительство дороги 25 тысяч человек местного населения. С первых же дней на стройке развернулась напряженная работа.»[2] Силами трудящихся и бойцов железнодорожных частей было произведено около 800 тысяч кубометров земляных работ, построено 56 искусственных сооружений протяженностью 750 погонных метров, 8 остановочных пунктов, 2 пункта водоснабжения. Строительство завершилось за 32 дня. Воронежский фронт получил свою магистраль. Никто и подумать не мог, что за месяц в прифронтовой полосе можно сотворить такое. А ведь мирные гражданские люди, и стар и млад сотворили. И дорога сыграла свою роль в разгроме фашистских армий на Курской и Белгородской земле.

Шестнадцатого июля открылось пробное движение, а через четыре дня на фронт последовали эшелоны с боевой техникой и боеприпасами.
Военный совет Воронежского фронта прислал строителям приветственное письмо: “Поздравляем бойцов, командиров железнодорожных частей и спецформирований фронта, колхозников и колхозниц Курской области, участвовавших в строительстве, с успешным окончанием новой стройки – железнодорожной линии. Военный совет выражает твердую уверенность в том, что бойцы, командиры железнодорожных частей и спецформирований, колхозники и колхозницы и впредь приложат все усилия для окончательного разгрома немецко-фашистских захватчиков».[3]

«За успешное выполнение заданий правительства и военного командования и проявленные при этом самоотверженность и мужество 386 строителей были награждены орденами и медалями Советского Союза.»[4]

Железную дорогу «Старый Оскол – Ржава» еще называют «Дорога на крови». Участники строительства рассказывали, что даже дети младшего возраста оказывали помощь. В основном подростки трудились на строительстве насыпи для железнодорожного полотна. Лопатами долбили землю, на носилках ее переносили и утрамбовывали специальными приспособлениями, сделанными из части бревна. Были случаи, когда дорога шла через болотистые участки, тогда объем работы увеличивался. Работали иногда по 2 смены подряд. Не раз во время работы в районе строящейся дороги показывались немецкие самолеты. Они делали попытки обстрелять находящихся на насыпи людей, но даже в таких условиях никто не бросал работу.Тяжесть условий работы дополнялась еще и бытовой неустроенностью: скудное питание, неподготовленные помещения для жилья, почти полное отсутствие отдыха. И все же, несмотря ни на что, самые молодые члены бригад находили в себе силы шутить, петь, даже выступали с концертами перед рабочими.

Подросткам приходилось переносить совершенно недетские лишения и тяготы. И они совершенно по-взрослому, сознательно относились к своей работе, понимали всю ее важность. Многие из самых молодых рабочих вспоминали те радостные чувства, которые вызвало у них досрочное завершение строительства участка. Но на этом работа их не завершилась. Их, членов молодежных бригад, перебрасывали и на другие участки дороги, где требовалась срочная помощь. И они старались не подвести. Желание построить дорогу, столь нужную для фронта, быстро и хорошо, было таким сильным, что никто не жаловался на трудности.Многие переходили на двухсменную работу, трудились по 20 часов в сутки. Поражала необычайно высокая трудовая активность строителей. Были случаи, когда люди падали от усталости, но через несколько минут   отдохнув, поднимались и продолжали работать.

Строительство железной дороги, построенной в невиданно короткий срок, в условиях военного времени, стало настоящим трудовым подвигом.

Воронежский фронт получил самостоятельную коммуникацию с выходом на Курск – Белгород, что сыграло решающую роль в подготовке наших войск к наступлению на Белгородско-Харьковском направлении.

 

Глава 3. Верхнеберёзовцы – участники строительства

железной дороги «Старый Оскол – Ржава».

 

На строительство железной дороги были мобилизованы женщины и молодёжь из села Верхнеберёзово. Среди них были: Акулова Меланья Абрамовна, Выродова Евдокия Ефремовна, Волосатова Любовь Семёновна, Валуйская Наталья Тимофеевна, Богушева Раиса Даниловна, Балдина Полина Нестеровна, Горбатенко Елена Петровна, Логвмнова Федосья Даниловна, Зыбина Татьяна Стефановна, Матушкина Мария Фёдоровна, Мокрищева Ольга Петровна, Мартынова Евдокия Никифоровна, Коленкина Евдокия Филипповна.

Мне удалось встретиться с Выродовой Евдокией Ефремовной и Балдиной Полиной Нестеровной и записать их воспоминания.

       Выродова Евдокия Ефремовна родилась 25 февраля 1922 года в селе Верхнеберёзово Большетроицкого района Белгородской области в крестьянской семье. 25 марта ей исполняется 93 года. Она часто вспоминает свои прожитые годы со слезами на глазах. В их семье воспитывалось трое детей: две девочки и один мальчик. Она была вторым ребёнком.  Очень трудное детство было  у Евдокии Ефремовны. В годы репрессий ей было всего 8 лет, но такое вычеркнуть из памяти невозможно, поэтому эти годы навсегда запечатлены в её памяти.

Во время составления списков семей, подлежащих раскулачиванию, попала и их семья. Все мужчины, наспех собравшись, уехали через село Зимовное на Заморное. Их местонахождение держалось  втайне. Осталась маленькая Евдокия с мамой вдвоём. Ещё не раз их навещала бригада  по раскулачиванию. Забрали последнее, даже двери сняли и выставили окна. Мама ходила по деревне и просила милостыню. А так хотелось есть! Принесёт, бывало, свёклу, отрежет по кусочку толщиной в палец, и больше не проси. Хлеба не видели совсем. А сколько по весне было съедено ольховых «серёжек» и листьев липы, а потом пошли «купырь» и «курятина». Через  два года возвратился отец  Ефрем с братом, вступили в колхоз, жить стало легче. Евдокия Ефремовна училась в шестом классе, когда заболела жёлтой лихорадкой.«Трепало» её полгода, думала что придётся распрощаться с белым светом, но выжила. А во многих дворах умирали целыми семьями. После болезни больше в школу не пошла, нужно было работать. Молодым девчатам приходилось неделями работать на молотилках. Доходило до того, что падали в обмороки от недоедания и от непосильного труда. Чтобы сделать небольшой перерыв – бросали не развязанный сноп в молотилку и она останавливалась. Пока механики чинили приводной ремень, девчата отдыхали. Работали в поле с темна до темна.

Когда началась война, Евдокии Ефремовне было девятнадцать лет. Вот как она вспоминает это время. «Как сейчас помню, выходной день – воскресенье 22 июня. Пришла к нам в гости Чуйкова Мария Антоновна и принесла страшную весть о начале войны. Никто этому не поверил. Пришёл вечер, и все потянулись на улицу, а там уже вовсю шли разговоры. Достоверной информации не было. Через несколько дней стали призывать мужчин, которые уже отслужили в армии. Были среди них трактористы, комбайнёры, бригадиры. Помню, как провожали Коваленко Ивана Павловича, Слободчикова Прокофия и других. А потом всё чаще на селе стали слышны плач и крики женщин и детей, провожавших своих кормильцев на войну. И настало время, когда в селе остались,  как говорится, старые да малые. Ушедших на фронт мужчин заменили их жёны, матери, отцы и дети. Приходилось косить, скирдовать, пахать, молотить. Многим девчатам пришлось осваивать профессию тракториста. Надо сказать, что техника, на которой работали женщины и девчата, была маломощной, изношенной, к тому же работала она на керосине, так как в бензине очень нуждался фронт».

В 1942 году, – вспоминает Евдокия Ефремовна, – меня послали учиться на трактористку. Проучилась я двадцать дней, но работала заправщицей, так как толку от такой учёбы было мало. Немного погодя, собрали группу молодых девчат и парней, человек из десяти и послали на трёхмесячные курсы в Красную Поляну. Жить пришлось в неотапливаемом сарае, а ведь на дворе была зима. На занятиях даже руки примерзали кжелезякам. Профессию тракториста получили Логвинова Дарья Романовна, Матушкин Николай Фёдорович, Матушкин Иван Тихонович и другие. Работали тогда на «ХТЗ» и «Универсалах».

Поработала она на тракторе два года, а потом пришлось рыть окопы, траншеи, противотанковые рвы. Где только не пришлось побывать: в Осиновке, Барсуках, под Новым Осколом, в Волоконовке, в Старом Осколе, в Кандауровке .

Летом 1943 года началось строительство железной дороги Старый Оскол  –  Ржава, и Евдокия Ефремовнав составе  берёзовских девчат отправилась туда. У каждой небольшой узелок с продуктам и сменой белья, но настроение у всех было хорошее. Работать пришлось рядом с фронтовиками. Носили землю, таскали шпалы, копали траншеи. Всю работу выполняли вручную, потому, что из рабочих инструментов были только лопаты, носилки и фартуки.  Земля была очень вязкая, с примесью глины. Приходилось не копать, а «грызть» её. Режим работы установили военный: час работали, затем, по свистку бросали  лопаты и носилки и отдыхали. Но как бы ни уставали, никто не терял присутствия духа. Откуда только силы брались! А зазвучит гармонь – ноги сами пускаются в пляс. И так пять минут. Свисток – и опять за работу. Усталость была страшная, буквально валились с ног к концу смены.

Вместе с Евдокией Ефремовной работали Логвинова Федосья Даниловна, Балдина Полина Нестеровна, Выродова Мария Григорьевна (племянница Евдокии Ефремовны), Лазарева Любовь Тихоновна и другие. Не раз попадали под  бомбёжки, но остались живы, слава Богу!

       Балдина Полина Нестеровна родилась 16 октября 1924 года в селе Верхнеберёзово в семье крестьянина. В их семье было трое детей. Кроме неё в семье было два брата Иван – 1925 года рождения и Николай – 1928. В семье она была старшим ребёнком. Воспитывалась в строгости.  Когда началась война, ей исполнилось  всего 15 лет. В июле 1943 года Полина Нестеровна вместе с другими сельскими девчатами была призвана на строительство железной дороги Старый  Оскол – Ржава. На лошади добрались до Нового Оскола, а там сели на паровоз ( не в вагон) и доехали до  Старого Оскола. Многие из девчат вернулись назад, испугавшись  трудностей. Поселили их на постой в доме хозяев, которые  готовили им еду из продуктов, привезённых из дома с собой. Но надолго их не хватило. Потом обед  стала привозить  полевая кухня. На человека приходилось по 400 граммов хлеба, 50 граммов крупы из общего котла. Поднимались вместе с солнышком, завтракали кто что найдёт, а чаще всего завтрака не было.  Когда по ходу прокладки дороги попадалась лебеда, то её  срывали, чтобы  сварить вечером хоть  какую – нибудь похлёбку. Работали в три смены. Работа была тяжёлая: копали землю лопатами, носили на носилках, грузили на подводы, ссыпали в насыпь, трамбовали, чтобы земля плотно лежала. На эту насыпь укладывали шпалы, а на них рельсы. Рельсы  девчата носили по  шесть человек при помощи большущих клещей. Потом солдаты скручивали рельсы болтами. Работали  на износ. Давали по полторы – две нормы в день. Руки распухали, все были в кровавых мозолях, но каждое утро  все выходили на работу. Бывало, налетали немецкие самолёты, все бежали врассыпную, прятались в траншеях, углублениях, а потом опять брались за работу. Чуть позже в небе стали появляться советские самолёты и фашистские самолёты не так часто стали беспокоить строителей.

А дома их с нетерпением  ожидали родные. Нелёгкой была дорога домой. Пешком  шли до Нового Оскола, а потом на попутных военных машинах добирались домой.

Долгое время об отважных строителях железной дороги никто почти не вспоминал. А к 60-летию Победы каждый из участников стройки получил поздравительную  открытку от президента России В. В. Путина  и   «Памятный знак участника строительства железнодорожной ветки Старый Оскол – Ржава».  В 2005 году им вручили юбилейные медали «65 лет Победы в Великой Отечественной войне».

Глава 4. Великим женщинам войны посвящается

О днях тех давних память не остыла.

И подвиг ваш в ней будет жить всегда.

О, женщины! О, труженицы тыла!

Подростками лишь были вы тогда.

Кирка, да лом, носилки, да лопата

Вот был, пожалуй ,главный инструмент,

Которым так вы помогли когда-то

Сломать фашистской нечести хребет.

От Старого Оскола и до Ржавы

Тех трудных верст – не насчитать и ста,

Но сколько вашей доблести и славы

В себя вместила каждая верста!

А вас – все меньше… Вас уже немного.

Уходите, как вас не береги.

Вам памятник – железная дорога

В победных залпах Огненной дуги.  /Е.Прасолов/

В Старом Осколе к 65-й годовщине Победы в Курской битве  9 июля 2008 года был открыт памятник строителям железной дороги «Старый Оскол-Ржава». Композиция, выполненная заслуженным художником России, скульптором Анатолием Шишковым, посвящена женщинам-труженицам.

Памятник воплотил в себе идею величия русской женщины-труженицы. Скульптурная композиция представляет собой три женские фигуры в момент работы по укладке рельс. Две девушки держат лопаты, третья наклонилась над рельсами, утрамбовывая грунт. Одна из девушек на минутку разогнула уставшую спину, чтобы вытереть пот со лба. Обуты работницы в грубые ботинки и сапоги, головы укрыты платками. Не до красоты сейчас! Фигуры отлиты из бронзы и смонтированы на гранитном постаменте из камня, привезённого с Урала. Высота фигур – 2,5 м, вес композиции – 3 тонны, вес бетонного основания – 90 тонн.

Рядом взметнулись в небо рельсы, соединённые между собой. Сбоку от женских фигур на плите тёмного цвета начертаны слова Белгородского поэта В.Белова: Вы здесь дорогу строили на Ржаву,
В подолах пол-Земли перенесли,

К сраженью подготовили Державу
И с воинами Родину спасли!

 

Список использованной литературы:

 

  1. Воспоминания Выродовой Евдокии Ефремовны записанные во время встречи.

 

  1. Воспоминания Балдиной Полины Нестеровны записанные во время встречи.

 

  1. Война, народ, победа. 1941-1945: Статьи. Очерки. Воспоминания/Сост. И.М. Данишевский, Ж. В. Таратута. – Кн. 2. – 2-е изд., доп. М : Политиздат, 1984. – 246 с., ил.
  2. Курская область в период Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 – 1945 г.г. : сборник документов и материалов. Т.2. – Курск, 1962.- С.9

 

  1.  Курская битва : воспоминания, статьи / Изд.2-е доп. – Воронеж : Центрально – Чернозёмное кн. изд-во, 1973. – 372с.

 

  1. Летопись с. Верхнеберезово.

 

  1.  Областные краеведческие чтения «Победное лето 43-го», посвящённые 70-летию Курской битвы : сборник материалов / Под общ. Ред В. В. Романенко. – Белгород: «Везелица», 2013. – 192 с.

 

  1.  Осыков Б.  Белгородский алфавит / Б.И. Осыков. –  Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1980 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1]Курская битва : воспоминания, статьи / Изд.2-е  доп.– Воронеж : Центрально – Чернозёмное кн. изд., 1973.- С. 8.

[2]Областные  краеведческие чтения «победное лето 43-го», посвящённые 70-летию Курской битвы : сборник материалов / Под общ. Ред. В. В. Романенко. – Белгород : «Везелица», 2013. – с.51.

[3]Курская битва : воспоминания, статьи  / Изд. 2-, доп. – Воронеж : Центрально – Чернозёмное кн. изд., 1973.- С. 362.

 

[4] Курская область в период Великой  Отечественной войны Советского Союза 1941 – 1945 г.г. : сборник документов и материалов. Т.2. – Курск, 1962. С.9