Ковалев А. Подвиг саперов / А. Ковалев // Красное знамя. – 1999. – 20 июля.

Ковалев А. Подвиг саперов / А. Ковалев // Красное знамя. – 1999. – 20 июля.

Подвиг саперов

 

Генерал-лейтенант инженерных войск, бывший начальник инженерной службы 7-й гвардейской армии В. Пляскин в своих мемуарах “Саперы в боях под Белгородом” пишет: “Можно без преувеличения сказать, что в марте-апреле 1943 года на Курской дуге самыми популярными были такие термины, как “инженерные работы”, “заграждение”, “мины”, “окопы”, “дороги”… И дальше автор приводит такие цифры: к началу немецкого наступления, в полосе обороны армии, отрытые траншеи и ходы сообщения исчислялись тысячами километров. Было построено множество огневых сооружений и различных укрытий. Установлено несколько сот тысяч противотанковых и противопехотных мин и фугасов…

И дальше В. Пляскин сообщает о том, что отвага и геройство наших саперов сливались с массовым героизмом советских воинов всех родов войск. Не раз проявлял мужество и отвагу храбрый майор, командир 48-го инженерно-саперного батальона Дмитрий Андреевич Ушаков.

Наша справка: Д.А.Ушаков родился в 1919 году в с. Архангельское Шебекинского района. В армию призван в 1939 году. Окончил Черниговское военно-инженерное училище. С первых дней на фронте. Воевал в составе Юго-Западного, Степного, 2-го Украинского фронтов. Герой Советского Союза. В настоящее время живет в Харькове.

Весной 43-го года штаб армии разместился в небольшой деревеньке Протопоповке, а позже перебрался в лесной массив между поселками Красной Зарей и Терновой Шебекинского района.

– Это же родина моя, – не раз говорил бойцам комбат Ушаков. – В нескольких километрах отсюда находится мое родное село Архангельское…

Стояла сырая пасмурная погода. Измотанный в предыдущих боях противник не успел еще прочно закрепиться на захваченных им плацдармах. Группа саперов Ушакова воспользовавшись ночной темнотой незаметно пробралась под мост у деревни Карнауховки, подвязала снаряды и взорвала его. Таких взрывов было немало на счету отважного батальона.

Под командованием майора Дмитрия Ушакова при большом риске был доставлен железнодорожным составом смертоносный груз (мины) из станции Б. Колодезь до станции Волчанск. Эта задача была выполнена. Сноровисто и быстро, соблюдая полнейшую тишину, солдаты разгрузили вагоны. Потом мины были развезены по дивизиям. Все обошлось благополучно. А ведь достаточно было одного попадания вражеской бомбы в вагоны, от них ничего бы не осталось. Но другого выхода не было. Благодаря мужеству храброго командира и его боевых товарищей был поставлен надежный заслон против перешедшего в наступление врага.

К началу лета 43-го все работы по инженерному оборудованию обороны были закончены. И в летние жаркие денечки саперы проявляли героизм. В ходе боев при форсировании Северского Донца особенно отличились части и подразделения инженерных войск. Во многих боевых операциях смекалку и бесстрашие показывали саперы под командованием майора Дмитрия Ушакова.

Враг отступал. Впереди лежала украинская земля. За отвагу и смелость в боях Д.А.Ушаков награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова III степени, Отечественной войны I степени. За форсирование Днепра он удостоен звания Героя Советского Союза.

Ковалев А. Дорога мужества // Красное знамя. – 1999. – 20 июля.

Дорога мужества

(Из воспоминаний Анны Афанасьевны Чулаевой, участницы строительства железной дороги Старый Оскол-Ржава в 1943 году. Проживает в Шебекино).

Когда приходят на память известные стихотворные строчки “Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…”, невольно вспоминаешь тружеников фронтового тыла, которые всю тяжесть войны вынесли на своих плечах. Они трудились день и ночь под девизом: “Все — для фронта, все — для победы!” Сотни шебекинцев награждены медалями “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 годов”, “50 лет Победы…” и другими.

Трудовой героизм проявили белгородцы летом 1943 года при строи­тельстве железной дороги Старый Оскол-Ржавапротяженностью 95 километров. В стратегической стройке участвовало более 300 человек из Шебекинского и бывшего Б.Троицкогорайонов. Приехали и несколько 17-18 летние девушки из нашего села Красная Поляна и я в том числе.

Это был настоящий патриотизм. Нам объяснили, да мы и сами прекрасно понимали, что дорогу нужно ввести в строй действующих к началу наступления наших войск. Срок сжатый — пустить в эксплуатацию в течение двух месяцев.

Нелегко приходилось. Трудовой ритм не нарушался ни днем, ни ночью. Все работы выполнялись в основном вручную: в ходу были лопаты, кирки, носилки. Нормы жесткие — уложить за день в насыпь 3,5 кубометров земли каждым строителем. Две-три нормы, да еще и в две смены — такой накал. Вкалывали без выходных, с недосыпанием и недостаточным питанием, часто под вражескими бомбежками. Но мы не хныкали, не падали духом. На всем протяжении будущей магистрали стройка не замирала ни на миг.

Это потом мы узнали, что за 32 дня, вместо 60-ти намечавшихся по плану, была возведена насыпь длиной в 68 километров, построено 50 мостов и трубопроводов, объем земляных работ составил 800 тысяч кубометров.

И сколько радости, гордости было в молодых сердцах строителей, когда в разгар боев на Курской дуге, 19 июля, по новой трассе пошли эшелоны с боевой техникой, боеприпасами и личным составом. Плакали от счастья, обнимались. Ведь и мы внесли свой вклад в победу на Курской дуге. Военный Совет Воронежского фронта поздравил всех строителей с успехом.

Волнующим Событием для нас было 20 июня 1998 года — в год 55-летия битвы на огненной дуге. Мы побывали на той самой дороге, которую возводили 56 лет назад. С чувством особой гордости проехали по этой магистрали. Теперь она вошла в историю Великой Отечественной и называется “Дорогой мужества”.

А. КОВАЛЕВ.

От автора: в некоторых публикуемых материалах использованы фрагменты из книг “На Белгородском направлении”, Белгородское книжное издательство, 1963 г. и “Через все испытания”, военное издательство 1986 г.